Опередившие время: в России отмечают День Военно-воздушных сил

Алина МериноваПоделиться12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил. В этот день расскажем пять уникальный историй о конструкторах и испытателях, обогнавших мир, и машинах, опередивших время.
Самолет Сикорского
Фото: Алина Меринова
Сначала изобретатель Игорь Иванович Сикорский сделал самолет для перевозки людей и грузов. Во время полета пассажиры наслаждались красотой земли, природой, ели и пили. Затем началась война. Сикорский переделал самолет в тяжелый бомбардировщик. Два пулемета сверху и два пулеметы снизу. Топлива — два бака. Четыре двигателя на крыльях: два на одном — два на другом. Один двигатель — 100 лошадиных сил, а их четыре, 400 лошадиных сил. Примечательно, что, если что-то загоралось или ломалось, летчики могли выходить на крылья, держась за поручень, и прямо на лету устранять все неполадки. Потом Сикорский эмигрировал в Америку. Там он начал делать первые в мире вертолеты.
Самолет Вуазен
Фото: Aeroprints.com / flickr.com / wikimedia.org
Вуазен (Voisin LAS) снимался в фильме «Неуловимые мстители». Интересен он тем, что был безтормозным. Как же тогда такой самолет может взлететь в небо? А его держали за крылья. Четверо за одно крыло, четверо за другое. В это время летчик, пока самолет удерживали, набирал обороты. Потом кричал: «Садись!», все присаживались и самолет взлетал. Если бы они его не держали, что бы было бы с самолетом? Он бы просто ехал. А приземлялся самолет так: он опускал закрылки, и открывался запасной парашют.
Экспериментальный вертолет В-12
Вертолет В-12. Фото: Алина Меринова
Изначально создание сверхтяжелого военно-транспортного вертолета было поручено ОКБ им. Яковлева — у конструктора уже имелся опыт разработки вертолета Як-24. Яковлев представил проект Як-60 с заявленной грузоподъемностью 80 тонн, однако испытания показали, что реальные возможности машины в предложенной компоновке не превышали 23-24 тонны.
Задание было передано конструктору Михаилу Леонтьевичу Милю.
Вскоре перед ним поставили новую задачу: создать вертолет, способный поднимать не менее 40 тонн. Причина такой требовательности вскоре прояснилась — машина предназначалась для транспортировки межконтинентальных баллистических ракет. В то время ракетные комплексы базировались в удаленных районах — среди лесов, полей или в шахтах. Ключевое условие: рядом не должно было быть дорог с твердым покрытием, чтобы исключить обнаружение авиаразведкой противника.
Решение Миля: два Ми-6 в одном
У вертолета В-12 появляется две группы двигателей, позаимствованных у Ми-6. В результате новый аппарат обладал удвоенной грузоподъемностью. На тот момент в мире не существовало и даже не проектировалось вертолетов с сопоставимой мощностью — суммарная сила четырех двигателей превышала 28 000 лошадиных сил.
Вертолет В-12. Фото: Алина Меринова
Интересно, что в вертолете две кабины. Почему так было сделано? В верхней кабине сидел штурман и радист. Внизу сидели два летчика, бортинженер и бортовой электрик.
Вертолет В-12. Фото: Алина Меринова
Рекордные испытания
В 1969 году вертолет под управлением Василия Петровича Колошенко совершил первый рекордный полет. Он поднял 40,5 тонн на высоту почти 3 километра, что вызвало недоумение среди специалистов. А через полгода машина улучшила собственный показатель, взяв на борт 44,5 тонны и поднявшись на 2,5 километра.
Интересно, что Миль применил хитрый прием: при полете с максимальной нагрузкой вертолет совершал короткий разбег по-самолетному, используя подъемную силу крыла.
Неожиданные возможности
Даже в официальных заключениях летчиков-испытателей отмечалось, что уровень шума и вибраций у этой машины был необычно низким для столь мощного летательного аппарата. Также он продемонстрировал еще одну неожиданную способность — полет на предельно малой высоте со скоростью 260-270 км/ч. Американские наблюдатели были встревожены: на фоне земли огромный вертолет становился практически невидимым для радаров.
История Ту-144: от военных сверхзвуковых самолетов к пассажирскому лайнеру
Ту-144. Фото: Алина Меринова
Перед созданием Ту-144 в СССР уже существовали сверхзвуковые военные самолеты, которые стали технологической базой для будущего пассажирского лайнера: Ту-22 (1959) — первый советский сверхзвуковой бомбардировщик, развивавший скорость до 1,5 маха. Его аэродинамическая схема и двигатели показали, что СССР способен создавать крупные сверхзвуковые машины. МиГ-21 (1959) — истребитель, достигший 2 махов, доказал, что сверхзвуковые полеты возможны на больших дистанциях. Ту-128 (1961) — тяжелый перехватчик с большой дальностью полета, который показал, что большие сверхзвуковые самолеты могут быть устойчивыми в длительном полете. Эти машины стали инженерной школой для ОКБ Туполева, но у них была общая проблема — высокий расход топлива и ограниченная дальность.
Когда мир вступил в эру сверхзвуковой авиации, СССР не мог отставать в гонке — это вопрос престижа, ведь считалось, что сверхзвуковые перелеты станут стандартом. Франция и Великобритания начали разработку Concorde (1962) — сверхзвукового пассажирского самолета, США анонсировали создание Boeing 2707. Туполев хотел опередить Concorde.
Ту-144 совершил первый полет 31 декабря 1968 года, то есть на два месяца раньше Concorde. Скорость самолета — 2 300 км/ч (2 маха). Лайнер столкнулся с рядом проблем: высокий шум и расход топлива, коммерческая нерентабельность — билеты были слишком дорогими, и авария в Ле-Бурже (1973) подорвала доверие, когда Ту-144, совершая показательный полет, взорвался в воздухе и упал на жилые районы.
Ту-144 стал первым в мире сверхзвуковым пассажирским самолетом, но из-за экономических и технических проблем его эксплуатация прекратилась в 1978 году. Тем не менее, он остается легендой авиации и символом советского технологического прорыва.
Однако в 1990-ых годах NASA использовало проект Ту-144 в рамках программы High Speed Civil Transport («Высокоскоростной гражданский транспорт), цель которой переосмыслить опыт проектов КБ Туполев, Concorde, Lockheed и Boing, дополнить его новыми данными и совершить вторую попытку создания сверхзвукового авиалайнера. В ходе исследований NASA доказало, что конструкция Ту-144 была перспективной, но опередила свое время.
Парашютисты-испытатели Евгений Андреев и Петр Долгов
Стратостат «Волга». Фото: Алина Меринова
Зачем поднимались в стратосферу полковник советских Военно-воздушных сил Евгений Андреев и полковник советских воздушно-десантных войск Петр Долгов? Находясь в стратосфере, они занимались исследованиями: записывали какое там давление, ветер, температура и так далее. Затем выходили из стратостата: первым прыгнул Андреев. Когда ему оставалось до земли 958 метров, он открыл парашют и за 4 минуты приземлился, поставив мировой рекорд, который никто не мог побить. Через несколько дней Евгений Андреев получил звание Героя Советского Союза. За ним следом стал прыгать Долгов. В самом начале прыжка он ударился своим скафандром об иллюминатор. Появилась микроскопическая трещина, которая привела к трагедии. Петр Долгов также был удостоен звания Героя Советского Союза, посмертно.






